МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК

г. Новороссийск, хутор Семигорский, ул. Победы, д. 1А
Телефон:
+7 8617 274-714

 

Главная / Казачье образование / Духовные основы воспитания

Духовные основы воспитания

О Святом великомученике Георгии Победоносце, как о покровителе российского казачества.

 

Святой великомученик Георгий Победоносец издавна почитается всеми казаками как покровитель всех русских воинов. Георгий – в переводе с греческого означает воин и земледелец, что полностью соответствует устоявшемуся в сознании жителей России образа казака, как война и пахаря. Для казаков как для земледельцев особо почитаемы были дни памяти Георгия Победоносца (6 мая и 16 ноября), поскольку именно на этот период приходятся сельскохозяйственные работы: в эти дни совершались праздничные молебны, а после проходили традиционные праздничные гуляния, приуроченные к посевным работам и уборке урожая.

 

Казаки, уходя на фронт, прежде всего приходили в храмы с молитвой к Святому Георгию Победоносцу о спасении в бою и победе над врагом. По возвращении с полей сражений казаки также в честь Святого Георгия служили праздничные молебны. Женщины-казачки просили у Святого Георгия защиты своих казаков в период их пребывания на службе.

 

Исторически сложилось так, что Святой Георгий Победоносец почитается как небесный покровитель двух старейших казачьих войск России: в Оренбургском (бывшие Яицкое и Уральское казачьи войска) и Волжском. С 1890 года по Указу Императора Александра III День Святого Георгия Победоносца стал отмечаться как войсковой праздник Оренбургского казачьего войска, отдельных полков Волжского, Иркутского и Забайкальского казачьих войск. В современной истории Святой Георгий Победоносец является покровителем «Центрального казачьего войска» с первых дней его существования.

 

Георгиевские знамена в казачьих войсках всегда являлись самыми почитаемыми, поскольку вручались казачьим войскам, полкам и подразделениям только за боевые заслуги. Георгиевские награды (оружие, кресты и медали) считались высшими наградами в казачьей среде: только в казачьих регионах были назначены льготы казакам, отмеченным георгиевскими наградами.

 

Сегодня Святой Георгий, поражающий змия, изображен на гербе и знамени Всероссийского казачьего общества.

 

Небесные покровители казачества и святые из казачьих родов.

Казачьи монастыри и храмы

Православные ценности, являясь основой мировоззрения, воспитания и воинского служения казаков, включают особые святыни, благодаря которым сохранилось казачество. К таким святыням относятся небесные покровители – святые, к которым обращаются с молитвенной просьбой о заступничестве перед Богом и помощи в каком-либо важном деле. И если Господь сочтет прошение полезным для человека, то обязательно исполнит. В Православной традиции было принято давать детям имена их небесных покровителей, чтобы они оберегали и помогали в добрых намерениях.

У каждого казачьего войска на территории России есть свой святой-покровитель, его день отмечается как главный войсковой праздник.

Святой Великомученик Георгий Победоносец (память – 6 мая) является небесным покровителем Всероссийского казачьего общества, Оренбургского и Волжского казачьих обществ, а также ВКО «Центральное казачье войско».

Казаки ВКО «Всевеликое войско Донское» почитают небесной покровительницей Пресвятую Богородицу, особо чтя ее Донской образ.

Святой великий князь Александр Невский (память – 12 сентября) – небесный покровитель Кубанского войскового казачьего общества.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский (память – 22 мая и 19 декабря) – покровитель Иркутского и Сибирского войсковых казачьих обществ.

Святой апостол Варфоломей (память – 24 июня) – небесный покровитель Терского войскового казачьего общества.

Преподобный Алексей, человек Божий (память – 30 марта) – покровитель Забайкальского и Уссурийского войсковых казачьих обществ.

Святыми покровителями Енисейского войскового казачьего общества являются святитель Василий Великий (память – 14 января и 12 февраля), святитель Григорий Богослов (память – 7 и 12 февраля) и святитель Иоанн Златоуст (память – 27 сентября, 26 ноября, 9 и 12 февраля). При этом войсковым праздником Енисейского войскового казачьего общества является праздник трех святителей 12 февраля.

Общеказачьими праздниками являются день Донской Иконы Пресвятой Богородицы (1 сентября) и день Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).

Святой великомученик Георгий Победоносец – это покровитель всех российских воинов. Мужественный военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство, за что был подвергнут тяжким пыткам и обезглавлен. На Руси Святой великомученик Георгий Победоносец издавна почитался как защитник православного воинства. В княжение великого князя Димитрия Донского святой Георгий выступил как покровитель Москвы, его изображение стало гербом государей московских, а позже вошло в состав русского государственного герба.

Небесным покровителем казачьего христианского воинства является и Святой великомученик Димитрий Солунский, родившийся в г.Фессалоники в IV веке – выдающийся воин, полководец, принявший христианство и убитый за это по приказу римского императора Максимиана. Этот святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. Память Святого великомученика Дмитрия Солунского совершается 8 ноября.

Святой благоверный великий князь Димитрий Донской – также один из небесных покровителей казачества – был ревностным почитателем Святого Димитрия. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с ордами Мамая, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. Память Святого благоверного князя Дмитрия Донского – 1 июня.

К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного героя – защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю – 19 декабря (1 января по новому стилю). Следует отметить, что казачества как общности людей в годы жизни Ильи Муромца не существовало, однако выдающегося былинного героя правомерно назвать предтечей казаков, как воина-защитника границы Святой Руси от постоянных набегов неприятеля. Память Ильи Муромца – 1 января.

К наиболее почитаемым казаками святым принадлежит и князь Александр Невский, вся жизнь и подвиги которого преследовали цель сохранения православной веры как духовно-нравственного стержня, на котором зиждется победоносная сила духа и правда нашего народа. Продолжая славные традиции святого благоверного князя Александра Невского, в разные времена казаки стремились защитить и распространить Святое Православие.

Традиции служения российского казачества воплотились в жизни и подвигах многих его выдающихся представителей. Особенно почитают казаки тех представителей своего братства, кто своими подвигами прославил казачий род и его патриотическое служение Руси-России на разных поприщах – церковном, воинском, на ниве науки и культуры.

Прославленный деятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (Ермоген), происходил из донских казаков. Он соединял в себе незаурядные способности проповедника и духовного учителя, убедительно проявившиеся в драматических событиях Смутного времени начала XVII века, когда патриарх Гермоген призвал к борьбе с польскими интервентами, за что был заточен ими в московский Чудов монастырь, где умер от голода. Обличая сторонников возведения на русский престол польского принца Владислава, патриарх Гермоген писал, что оружие, воздвигнутое против своих единоплеменников и Отечества, направлено против Бога: «Воспомяните, на кого воздвизаете оружие, – и не на Бога ли, сотворившего нас, не на жребий ли Пречистой Богородицы и великих чудотворцев?». Память этого святого совершается 25 мая.

Святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709 гг.), представитель казачьего рода, проделал колоссальную работу по созданию знаменитого многотомного произведения «Жития святых», которое представляет собой одно из самых крупных произведений славянской литературы. Оно стало самым популярным в России сборником, посвященным жизни святых, который имел огромное влияние на верующее русское общество. Высоко оценивая труд святителя Димитрия, А.С. Пушкин писал о том, что это произведение представляет собой неистощимую сокровищницу для творчества, поскольку «книга эта живая и вечная». Память этого святого совершается 10 ноября.

В плеяду русских святых из казачьих родов, своей пастырской деятельностью и богословским литературным творчеством ознаменовавший эпоху императрицы Елизаветы Петровны, вошел епископ Белгородский Иоасаф (1705 – 1754 гг.). Своими трудами он всячески способствовал искоренению грубого невежества, язычества и суеверия в народе. Милосердие было одной из наиболее развитых в епископе Иоасафе добродетелей: все доходы богатой кафедры он раздавал нуждающимся, которым был всегда доступен, всякий страдавший был ему близок и дорог. Память его совершается 23 декабря.

И в многострадальном для казаков ХХ столетии проявилась духовная преемственность казачьих родов, ознаменованная подвигами веры и благочестия представителей российского казачества. Подавляющее большинство из них не отреклось от Православия, а немалая часть – погибла за свою веру. Приведем один из примеров такого самопожертвования.

В 2000 году в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века был включен иерей Николай Попов (1864 – 1919 гг.), родившийся, служивший и принявший мученическую кончину на Донской земле. В своем приходе в хуторе Колодезном Мигулинской станицы Верхне-Донского округа этот священник столкнулся с суевериями, пьянством, невежеством, которым он стремился противостоять духовной помощью людям и социальным служением. Все получаемые от благотворителей средства батюшка жертвовал на школу и библиотеку. После установления Советской власти иерей Николай Попов был арестован и был расстрелян как «контрреволюционный элемент». В своем прощальном письме священномученик просил родных, чтобы те «простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть».

Казачьи монастыри и храмы

У казаков существовала традиция – иметь походные церкви, благодаря чему службы могли совершаться ими в пути. Основание каждой станицы, как правило, начиналось с закладки и строительства храма. Иногда ему предшествовало временное место богослужения – например, шатёр из полотна. Строилась церковь на самом видном месте, обычно в центре станицы, а возле нее размещался погост. Красота церкви, высота ее колокольни, блеск купола и золоченого креста служили признаком большего или меньшего достатка станицы. Медленные удары колокола сзывали станичных жителей на повседневную молитву, а частые – «набат» – возвещали тревогу. Услышав этот тревожный звон, служилые казаки бросались на вал, а старики, женщины и дети спешили в церковную ограду.

Первый казачий монастырь был заложен в 1573 году на реке Цне близ города Шацка (ныне Никольский монастырь). В 1613 г. был основан Троицкий Борщевский монастырь близ нынешнего Воронежа. Позднее на Дону были основаны такие казачьи обители как Черниев и Кременской мужские монастыри, Старочеркасский, Ефремовский, Бекреневский и Усть-Медведицкий монастыри, позднее преобразованные в женские. Древнейшим местом Донской земли, где совершалось иноческое служение, было монастырское урочище, где в 1637 году монахи благословили казаков на штурм Азова, а в 1642 г. – погребали павших во время «азовского сидения».

Показателен пример Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, который был основан по собственному желанию казаков для престарелых и отошедших от военной брани солдат на землях Донского войска. В годы войн обитель принимала в своих стенах раненых казаков, а также снаряжала казаков-воинов для царской службы будучи надежным оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли.

Духовным центром казачества является знаменитый Донской монастырь в Москве, который был заложен в 1591 году на месте русского гуляй-города после завершения осады столицы крымским ханом Газы II Гиреем. Тогда нападавшие отступили с большими потерями, которые принято связывать с заступничеством Донской иконы Божией Матери. Икону обнесли крестным ходом вокруг городских стен, а после поместили в полковой церкви. На следующий день русские войска смогли победить войско крымского хана. После 1991 года монастырь был восстановлен.

Говоря о казачьих храмах, следует, прежде всего, сказать о Вознесенском войсковом всеказачьем Патриаршем соборе в городе Новочеркасске, который способен вместить около пяти тысяч прихожан и по своим размерам является третьим по величине в России, уступая только московскому храму Христа Спасителя и петербургскому Исаакиевскому собору. Он был заложен при основании города Новочеркасска в 1805 году, однако строительство собора фактически началось лишь через шесть лет и закончилось в 1905 году. В 1911 года в нем были перезахоронены казаки-герои Отечественной войны – атаман, генерал М.И. Платов, генерал В.В. Орлов-Денисов, генерал И.Е. Ефремов, и герой кавказских войн генерал Я.П. Бакланов. В 30-е годы Вознесенский собор был закрыт, в послевоенные годы в его подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы. В настоящее время он полностью принадлежит Церкви. Свой нынешний статус войскового всеказачьего Патриаршего собора он получил на основании указа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2014 году.

Как пример верности казачества Православию стоит отметить историю Свято-Преображенского храма в казачьем хуторе Обуховка. Этот храм – единственный в Ростовской митрополии, который никогда не закрывался. Советская власть неоднократно пыталась закрыть храм, но местные жители отстояли свою святыню, организовав возле него круглосуточное дежурство. В 30-е годы храм пытались взорвать, но казаки зашли в него, заявив, что взрывать храм придется вместе с ними.

Войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского в Краснодаре стал первым каменным храмом этого города. Он был заложен в 1853 году и строился почти девятнадцать лет. При соборе действовал войсковой хор, который стал прообразом созданного позднее знаменитого Кубанского казачьего хора. В советское время судьба этого собора была печальна – первоначально в нем открыли музей атеизма, а затем взорвали. В 2003 году было принято решение восстановить войсковой собор и уже через три года было совершено его освящение.

В настоящее время во многих епархиях казачьи храмы стали центрами духовного единения казаков. Среди таких храмов – Казанский кафедральный собор в Ставрополе, Успенский храм в Пятигорске, Храм-на-Крови в Екатеринбурге, Свято-Никольский казачий собор в Омске, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Новосибирске, Никольский храм в Ангарске (Иркутская область) и многие другие.

Говоря о казачьих храмах, нельзя обойти вниманием замечательный храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле в Москве. Его называют Храмом-памятником Русской Скорби. Он был освящён в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и посвящен памяти жертв революционных событий 1905 года. Построен храм выходцем с Дона для казаков и артиллеристов, располагавшихся на Ходынском поле. Постройка его стала данью древней русской традиции воздвигать храмы в память не только о великих победах, но и о великих народных бедствиях. В середине 20-х гг. прошлого века храм закрыли, но в 1996 году он был полностью восстановлен и отреставрирован. В 2017 году Святейшим Патриархом Кириллом храму был дарован статус «казачий».

Коллектив авторов: «Синодальный комитет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством» и Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского

 

Страница создана: 15 января в 02:29. Последнее редактрование: 15 января в 02:32
На сайте sch25nvr.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращения граждан