МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК

г. Новороссийск, хутор Семигорский, ул. Победы, д. 1А
Телефон:
+7 8617 274-714

 

Главная / Школьный музей "Казачья хата"

Школьный музей "Казачья хата"


     Наш школьный музейный уголок «Казачья хата» был создан в 2010 году. За это время  накоплен не только опыт музейной работы в казачьей школе, но и богатый экспозиционный материал.

 

Раньше музейный уголок располагался в небольшом помещении школы, но, несмотря на ограниченное пространство, в музее было тепло и уютно,  посетители музея с удовольствием слушали экскурсоводов-казачат нашей школы.  Идея создания музейного уголка  пришла нашему директору Кумпан Ольге Николаевне сразу после получения школой статуса казачьей организации. Экспонаты собирались по крупицам. Что-то принесли учителя, выросшие в казачьей станице. Некоторые экспонаты были подарены казаками-наставниками казачьего общества.

 

 В 2020 году наш музейный уголок переехал в отдельное здание и стал настоящим школьным историко – краеведческим музеем «Казачья хата». Целостность экспозиции музея позволяет показать не просто экспонаты казачьего быта, а всю хату целиком, включая сени, чулан, малую и большую хату.  В том числе печь, расположенную в большой хате. Это макет печи, созданный в натуральную величину, по старинным эскизам. Лежанка печи позволяет казачатам забираться на нее. Печь строилась казаками-наставниками.

 В музейную деятельность вовлечена вся школа, но  основную часть работы выполняет актив.  Актив создает и обновляет экспозиции, организует их учет в инвентарной книге музея, проводит выставки, экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время в Совете музея занимаются  учащиеся 6-9  классов. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы группы. Для учащихся этих групп проводятся занятия «узкого профиля» (экскурсоводов, оформителей, поисковых групп и проч.). В музейном пространстве проходят уроки, вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты, спектакли.

 

Особенность школьного музея заключается в том, что образовательно-воспитательная функция казачьего образования реализуется практически на всех направлениях его деятельности, так как учащиеся сами собирают, изучают, экспонируют и  пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.

В основу реализации программы развития музея положен проектный метод организации работы. Казачата  на основе музейной деятельности разрабатывают краткосрочные и долгосрочные проекты:

  •  «История одного экспоната»,
  • «Традиции кубанского казачества»;
  •  «История моего хутора»,
  •  «Исторические памятники»;
  • создание временных выставок;
  • тематические экскурсии.

 Такой метод позволяет школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Знания и практические навыки, полученные учащимися, расширяют их кругозор, обогащают внутренний мир и способствуют развитию культурного уровня.

 Так, победителем Всероссийского конкурса стал проект ученика 9 класса по реконструкции и восстановлению исторического памятника в хуторе Семигорский.

 Победителем краевого конкурса стала ученица 4 класса Рамазанова София с проектом «Ковроткачество»

Победителем городского конкурса стал проект ученика 3 класса Костальон Никиты «ДУБ»

 

     Одно из направлений деятельности нашего музея - дополнительные занятия по традиционному кубанскому ремеслу. В музее с казачатами с 1- 8 классы проводятся занятия из цикла «Волшебный сундучок». Например – «Кубанская вышивка», «Ткачество», «Пряжа из шерсти», «Талаш».   Музейная  экспозиция казачьей хаты позволяет ученикам  погрузиться в мир казачьих ремёсел, способствует углублению сферы эмоциональных переживаний.

 

     План экскурсионной работы музея позволяет учителям-предметникам пользоваться музеем, как демонстрационной базой на уроках кубановедения, истории кубанского казачества, основ православной культуры.

 

     Закрепляют и актуализируют уроки старшеклассников тематические игровые командные викторины.  Ученик, получая признание и осознавая возможность самореализации, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

Музейные уроки в начальной школе в основном созданы в виде инфомационных экскурсий. Они способствуют развитию у младших школьников эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей». Используются  театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Эти методы соответствуют возрастным особенностям учеников начальных классов.На таких уроках казачата отправляются вместе с учителем в путешествие во времени, они становятся героями рассказов, отгадывают загадки.  Между учениками и учителем происходит сотрудничество. Это способствует быстрому восприятию темы урока. В основном так проводятся уроки окружающего мира, краеведения, трудового обучения.

 

     Хотелось бы немного рассказать о деятельности активных групп музея в течении года.

Казачата, состоящие в лекторской группе в течение года обучаются экскурсионному делу. Учебу экскурсоводов проводит как руководитель музея, так и приглашенные специалисты. Ребята готовят темы экскурсий согласно памятным и праздничным датам кубанского казачества, помогают в проведении школьных праздников

 

  Поисковая группа занимается не только поисковыми  работами в прямом смысле этого слова. А ведь это огромная поисково-исследовательская работа. Ребята  работают не  только с друзьями и знакомыми по поиску экспонатов, но и мониторят сети интернета, общаются с другими школьными музеями в целях обмена экспонатов, работают с книгами по истории кубанского казачества. Ведь для того, чтобы искать экспонаты, казачата должны понять, что искать, каких экспонатов не хватает именно для нашей экспозиции.

Оформительская группа. Из названия группы понятна ее деятельность. Она оформляет . Оформляет экспозиции музея, оформляет  внутримузейные и выездные выставки. Наполняет материалами странички музея на сайте школы и в социальных сетях. Помогает в создании интерактивного музея.

 

     Школьный музей создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе. Активность, самостоятельность в учебной и воспитательной работе – такие качества формируются у школьников в процессе обучения при использовании методов музейной педагогики.

 

    И в заключении хочется сказать, что создавая школьный музей нужно понимать, что это огромный труд и большая ответственность. Нужно не просто выставить экспонаты из прошлой жизни наших предков, а организовать работу музея таким образом, чтобы у детей на примерах сравнения прошлой и настоящей жизни, сформировались представления о будущем, чтобы реи смогли увидеть этапы развития  становления нашей Родины, жизни нашей Родины, гордились своими предками .

 

 

На сайте sch25nvr.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращения граждан