Инклюзивное образование
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030
Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы (в т. ч. в дистанционном формате) с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР
Для МБОУ ООШ № 25 инклюзивная политика представляет собой систему управления ОУ, которая регулирует процесс включенности, позволяющий обучающимся с ОВЗ и инвалидностью равноправно участвовать в общественной жизни, в принятии решений, обеспечение равного доступа к получению общего образования и создание благоприятных условий для достижения успеха каждого ребенка.
Данное направление отражается в программе развития школы и всех мерах поддержки, которые разработаны в соответствии с инклюзивными принципами и объединяются в общую систему работы ОУ.
При разработке программы развития школы мы учитывали потребности в индивидуальном образовательном процессе отдельных категорий обучающихся. Стратегии развития школы обоснованы с точки зрения коллективного и индивидуального прогресса. Политика отражается в необходимости присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах и направлениях работы. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик.
Поддержкой считаются любые действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников.
Инклюзивная политика образовательной организации реализуется через решение следующих задач:
1. Создать адаптивную образовательную среду, обеспечивающую удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
2. Обеспечить индивидуальный педагогический подход к детям с особыми образовательными потребностями с учётом специфики и выраженности нарушения развития;
3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
4. Обеспечить работу службы сопровождения в ОУ;
5. Формировать инклюзивную культуру у всех участников образовательного пространства.
Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:
- Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе
- Методы и программы работы с детьми с ОВЗ в школе
- Организация работы с детьми с ОВЗ в школе
- План работы по инклюзивному образованию в школе
Особенности работы с детьми ОВЗ в школе
Принцип инклюзивности
В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.
Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:
Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.
Специальный персонал
Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.
Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.
К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».
Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.
ПМПК и варианты программ
Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.
Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.
Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:
- I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;
- II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;
- III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
- IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.
Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе
Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому наша школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287).
Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:
Адаптированная программа | Специальная индивидуальная программа развития | ||||
---|---|---|---|---|---|
60% — жизненные компетенции | 70% — жизненные компетенции | Жизненные компетенции занимают до 90% программы | |||
40% — предметные области | 30% — предметные области |
Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности.
Организация работы с детьми с ОВЗ в школе
Переподготовка
Наши педагоги прошли курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа и имеют удостоверение о повышении квалификации.
Наполняемость классов
Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.
Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.
Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:
Нозологическая группа | Норматив, чел. |
---|---|
Глухие | 6 |
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха | 10 |
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха | 6 |
Слепые | 8 |
Слабовидящие | 12 |
С тяжелыми нарушениями речи | 12 |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | 10 |
Задержка психического развития | 12 |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) | 12 |
Расстройство аутистического спектра | 8 |
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития) | 5 |
Материально-техническая база
Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).
В целом безбарьерная среда включает такие требования:
- расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;
- установка перил вдоль стен внутри здания;
- устройство разметки и визуальной навигации;
- установка пандусов;
- переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.
Организационно-методическое обеспечение
Согласно новым ФГОС, школа разрабатывает адаптированную программу основного общего образования.
Перечень действующих нормативных правовых документов регламентирующие психолого-педагогическое сопровождение в МБОУ ООШ №25:
Допустимая аббревиатура: ФГОС НОО ОВЗ
Утвержден приказом Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.
Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
Федеральный закон от 20.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ПИСЬМО от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 Об организации образования учащихся на дому
ПИСЬМО от 15 марта 2018 года N ТС-728/07 Об организации работы по СИПР