Настройки
Обычная версия
К содержанию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК

г. Новороссийск, хутор Семигорский, ул. Победы, д. 1А
Телефон:
+7 8617 274-714

 

Инклюзивное образование

 

Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030

 

Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы (в т. ч. в дистанционном формате) с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР

Для МБОУ ООШ № 25 инклюзивная политика представляет собой систему управления ОУ, которая регулирует процесс включенности, позволяющий обучающимся с ОВЗ и инвалидностью равноправно участвовать в общественной жизни, в принятии решений,  обеспечение равного доступа к получению общего образования и создание благоприятных   условий для достижения успеха каждого ребенка.

Данное направление  отражается в программе развития школы и всех мерах поддержки, которые  разработаны в соответствии с инклюзивными принципами и объединяются в общую систему работы ОУ.

При разработке программы развития школы мы учитывали потребности в индивидуальном образовательном процессе отдельных категорий обучающихся. Стратегии развития школы обоснованы с точки зрения коллективного и индивидуального прогресса. Политика отражается в необходимости присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах и направлениях работы. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик.

 Поддержкой считаются любые действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников.

Инклюзивная политика образовательной организации реализуется через решение следующих задач: 

1. Создать  адаптивную образовательную среду, обеспечивающую удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

2. Обеспечить индивидуальный педагогический подход к детям с особыми образовательными потребностями с учётом специфики и выраженности нарушения развития;

3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

4. Обеспечить  работу службы сопровождения в ОУ;

5. Формировать  инклюзивную  культуру у всех участников образовательного пространства.

 

Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:

Особенности работы с детьми ОВЗ в школе

Принцип инклюзивности

В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:

Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.

Специальный персонал

Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.

К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

ПМПК и варианты программ

Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.

Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.

Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:

  • I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;
  • II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;
  • III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
  • IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.

Методы и программы работы с детьми ОВЗ в школе

Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому наша школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287).

Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:

Адаптированная программа Специальная индивидуальная программа развития
60% — жизненные компетенции   70% — жизненные компетенции Жизненные компетенции занимают до 90% программы
40% — предметные области   30% — предметные области

Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. 

 

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Переподготовка

Наши педагоги прошли  курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа и  имеют удостоверение о повышении квалификации.

 

Наполняемость классов

Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.

Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.

Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:

Нозологическая группа Норматив, чел.
Глухие 6
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 10
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха 6
Слепые 8
Слабовидящие 12
С тяжелыми нарушениями речи 12
С нарушениями опорно-двигательного аппарата 10
Задержка психического развития 12
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) 12
Расстройство аутистического спектра 8
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития) 5

 

Материально-техническая база

Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).

В целом безбарьерная среда включает такие требования:

  • расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;
  • установка перил вдоль стен внутри здания;
  • устройство разметки и визуальной навигации;
  • установка пандусов;
  • переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.

 

Организационно-методическое обеспечение

Согласно новым ФГОС, школа разрабатывает адаптированную программу основного общего образования.

Перечень действующих нормативных правовых документов регламентирующие психолого-педагогическое сопровождение в МБОУ ООШ №25:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Допустимая аббревиатура: ФГОС НОО ОВЗ

Утвержден приказом Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.

Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);


Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от З0.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);


Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;


Федеральный закон от 20.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;


Приказ Минобрнауки России от 17.07.2015 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ);


Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;


Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».


ПИСЬМО от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 Об организации образования учащихся на дому


ПИСЬМО от 15 марта 2018 года N ТС-728/07 Об организации работы по СИПР


ПРИКАЗ Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной общеобразовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях от 13 декабря 2021 года N 7158

 

 

 
На сайте sch25nvr.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращения граждан