Социально-психологическое тестирование
19 сентября 2022
Информация о проведенном социально-психологическом тестировании обучающихся 7-9 классов старше 13 лет
В МБОУ ООШ № 25 им. З.Чепеги
с 19 по 23 сентября 2022 года
Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658.
При проведении профилактических мероприятий дети и подростки выделены в отдельную группу, в отношении которых приняты специальные законодательные меры в сфере профилактики немедицинского потребления ПАВ, прописаны нормы, регламентирующие систему мероприятий по раннему выявлению употребления запрещенных веществ, среди учащихся образовательных организаций, которая включает в себя два основных этапа.
Первый этап – проведение социально-психологического тестирования с целью выявления склонности к зависимому поведению и вовлечению в употребление ПАВ.
Важно сразу отметить, что данное тестирование не выявляет подростков, употребляющих запрещенные вещества. Социально-психологическое тестирование позволяет изучить особенности подростков: способность к самоконтролю, склонность к риску, стремление к активному поиску новых ощущений, умение разрешать трудные жизненные ситуации. Результаты носят прогностический вероятностный характер и в обобщенном виде будут использоваться при планировании профилактической работы в МБОУ ООШ №25.
Второй этап – профилактический медицинский осмотр, сочетающий клиническое обследование и лабораторное химико-токсикологическое исследование на наличие запрещенных веществ. Пройти второй этап будет рекомендовано только тем, у кого высокий фактор риска при сниженном факторе защиты от вовлечения в зависимое поведение и только при наличии дополнительного письменного согласия на медицинское и клиническое обследование.
В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркологических средствах и психотропных веществах» Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в образовательных в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ утвержден Приказом Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н.
Ежегодно в крае министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края социально-психологическое тестирование проводится в начале учебного года. Тестирование обучающихся проводится в онлайн режиме в компьютерных классах образовательных организаций с соблюдением добровольности и анонимности.
Перед началом тестирования педагог-психолог проводит инструктаж, информирует об условиях тестирования и разъясняет правила поведения. Каждый ученик до начала проведения тестирования информируется о задаче обследования и подписывает информированное согласие, при достижении 15 лет на участие в социально-психологическом тестировании. Родители учеников 13-14 лет дают свое письменное информированное согласие на участие их ребенка в социально-психологическом тестировании.
Для проведения социально-психологического тестирования используется методический комплекс, подготовленный к применению научным коллективом психологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, и рекомендованный к использованию Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.
Задача социально-психологического тестирования выявить у детей личностные, поведенческие, психологические особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать значимыми факторами риска употребления ПАВ. После проведения тестирования у обучающихся может быть выявлено на каком уровне находится развитие факторов защиты от негативных воздействий и устойчивость к вовлечению в зависимое поведение, например, ответственное отношение к своему здоровью, способность к уверенному поведению, отсутствие склонности к необдуманному риску, ответственность, самореализованность, удовлетворенность отношениями в школе.
Таким образом, социально-психологическое тестирование является вспомогательным средством развития и воспитания в условиях образовательной среды.